Среда, 24.04.2024, 11:33
ГОУНПО профессиональное училище № 12
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Нравится ли Вам учиться в ПУ № 12?
Всего ответов: 104

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2009 » Сентябрь » 24 » Вся надежда на ПТУ
14:02
Вся надежда на ПТУ

Развитие системы начального и среднего профобразования немыслимо без участия бизнеса: государство сегодня не может в полном объёме обеспечить необходимое для экономики количество и качество профессиональной подготовки специалистов. К такому выводу пришли эксперты на заседании коллегии Рособразования, состоявшемся 16 декабря.
 
Система начального и среднего профобразования (НПО, СПО) находится в глубоком и затяжном кризисе. Квалифицированных рабочих катастрофически не хватает и, по прогнозам Минобрнауки, до 2015 года ситуация принципиально не изменится: будут нужны кадры по всем направлениям подготовки, особенно в металлургии — отрицательный баланс между выпуском и потребностью составляет 50 тысяч специалистов, в сфере обслуживания — 58 тысяч, в энергетике — 35 тысяч, в строительстве и архитектуре — 31 тысяча. В общей сложности не хватает свыше трёхсот тысяч специалистов с НПО (см. таблицу 1).
 
«Система профессионального образования обладает большой инерционностью, что объясняется длительностью периода от заказа до подготовки квалифицированного специалиста, — отметил руководитель Рособразования Николай Булаев. — Но если инерционность можно понять и в какой-то степени принять, то ни в коем случае нельзя допустить инертности системы образования — нереагирования её на запросы рынка труда».
 
Рынок труда нуждается сейчас не столько в повышении квалификации специалистов, сколько в их переподготовке, считает Николай Булаев. Ситуация обострится в связи с экономическим кризисом, во время которого многие люди могут потерять работу, и им придётся перейти в другую, менее затронутую кризисом, отрасль. Сможет ли система образования адекватно отреагировать на запросы потребителей? На этот вопрос специалисты ведомства пока не знают точного ответа. В связи с этим коллегия, посвящённая проблеме частно-государственного партнёрства в сфере начального и среднего профобразования, по мнению главы Рособразования, своевременна и крайне актуальна.
 
Спасение ПТУ — в социальном партнёрстве
 
За последние десять лет система начального и среднего профобразования претерпела значительные изменения, что было связано с переходом образовательных учреждений из-под управления отраслевых министерств в подчинение Минобрнауки и субъектов Федерации. В настоящее время в ведении Рособразования находится 239 учреждений НПО (общий контингент учащихся — 148 тысяч человек) и 900 учреждений СПО, из которых 97 включены в состав вузов (общий контингент учащихся в учреждениях этого типа — миллион сто тысяч человек).
 
«Существует множество факторов, сдерживающих развитие системы начального и среднего профобразования, — считает начальник управления учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» Рособразования Пётр Анисимов. — Прежде всего, пока отсутствует научно обоснованный федеральный прогноз кадровой потребности. Кроме того, недостаточно проработаны механизмы многоканального финансирования учреждений, позволяющие привлекать средства из разных источников».
 
Развитие системы НПО и СПО специалисты Рособразования связывают с совершенствованием социального партнёрства, расширением взаимодействия с работодателями. По словам Петра Анисимова, практически все учреждения имеют договоры целевой подготовки специалистов. И здесь всё более или менее нормально. Проблемы возникают только при подготовке специалистов для сельского хозяйства, а также для малого и среднего бизнеса.
 
Таблица 1. Баланс потребностей экономики и объёма подготовки специалистов в образовательных учреждений всех уровней профессионального образования, 2008—2015 годы (данные Минобрнауки)

Уровень образования

ВПО

СПО

НПО

  Наименования специальностей 

  Потребность 

  Выпуск 

  Баланс 

  Потребность 

  Выпуск 

  Баланс 

  Потребность 

  Выпуск 

  Баланс 

Сфера обслуживания

12 170

8 100

-4 070

21 320

8 550

-12770

99 370

53 630

-45 740

Сельское и рыбное хозяйство

18 150

38 400

20 250

18 480

18 380

-100

81 140

42 330

-38 810

Энергетика,
энергическое машиностроение
и электротехника

23 000

26 280

3 280

22 180

13 100

-9 170

39 150

13 180

-2 5970

Металлургия,
машиностроение
и металлообработка

17 040

30 120

13 080

33 030

20 030

-1 300

80 570

42 180

-38 390

Транспортные средства

21 490

28 640

7 150

32 570

30 650

-1 920

107 140

53 580

-53 560

Электронная техника,
радиотехника и связь

13 300

18 110

4 810

11 640

8 100

-3 540

13 660

6 870

-6 790

Технология продовольственных товаров и потребительских
продуктов

12 070

17 650

5 580

20 870

18 150

-2 720

47 190

30 820

-16 370

Строительство и архитектура

24 330

32 100

7 770

28 790

21 960

-6 830

62 260

37 670

-24 590

«Катализатором изменений в сфере начального и среднего профобразования, а также импульсом в установлении взаимодействия с работодателями стал приоритетный национальный проект», — подчеркнул Пётр Анисимов.
 
В 2007—2008 годах победителями конкурса стали 134 учреждения СПО и 14 — НПО. В общей сложности господдержка составила три миллиарда 600 миллионов рублей, объём софинансирования превысил 50 процентов (4 миллиарда 152 миллиона) — средства работодателей направлялись на укрепление материально-технической базы, организацию практики для учащихся и проведение стажировок для преподавателей.
 
Благодаря нацпроекту возросла инвестиционная привлекательность учреждений-победителей, из малоприглядных училищ они превратились в ресурсные центры. Это напрямую повлияло на приток учащихся (в том числе среди взрослого населения). Впервые за много лет в образовательных учреждениях появился конкурс: в техникумах и колледжах он составил в среднем полтора человека на место, а в некоторых учебных заведениях — до шести человек на место (например, в Железногорском горно-металлургическом колледже, профессиональном лицее 10 города Липецка и других). Стали популярнее технические профессии.
 
Создать образцовое училище
 
Уже сейчас есть примеры успешного взаимодействия работодателей и образовательных учреждений. На коллегии в качестве показательного опыта в этом направлении рассмотрели сотрудничество Новолипецкого металлургического комбината и липецкого профессионального лицея 10 (победителя нацпроекта). Буквально за год учреждение было поднято, по сути, из небытия и превращено в площадку для подготовки и повышения квалификации кадров для металлургической отрасли.
 
«Из лицея, который в начале проекта представлял собой плачевное зрелище, мы решили создать образцовое учебное заведение, — сообщил вице-президент по кадрам и системе управления ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» Станислав Цырлин. — За год полностью обновили учебно-материальную базу, станочный парк, оборудовали современные кабинеты, ввели в эксплуатацию шесть лабораторий».
 
При активном содействии комбината стала проводиться работа по повышению квалификации преподавателей, победителям конкурсов профмастерства вручаются специальные премии. Для мотивации учащихся руководство комбината учредило стипендии. Выпускники лицея получают гарантированное трудоустройство на комбинате со стартовой зарплатой в 12 тысяч рублей.
 
Ежегодно комбинат принимает по 600—700 специалистов (в основном выпускников базовых учебных заведений: 10-го лицея, Липецкого металлургического колледжа и Липецкого технического госуниверситета). Но в будущем их не хватит. Руководство комбината озабочено демографической ситуацией.
 
«Ситуация не просто критическая, а ужасающая, — считает Станислав Цырлин. — За последние три года количество выпускников девятого класса сократилось на 40 процентов, а 11-классников — на 19 процентов. База для воспроизводства трудовых ресурсов уменьшается, как шагреневая кожа. Поэтому мы считаем своим долгом проводить PR-кампанию своих базовых учебных заведений, особенно лицея. И результаты есть: при сокращении количества выпускников приём в 10-й лицей не снизился».
 
Продолжением проекта в 2009 году станет объединение 10-го лицея и Липецкого металлургического колледжа. Как пояснил Станислав Цырлин, предполагается создать учреждение нового типа: после первого года обучения (блок среднего общего образования) поток учащихся будет разделён на НПО и СПО. При этом, в зависимости от успеваемости учащихся, возможен переход с одной ступени на другую. «Инновационный подход в образовании будет подкрепляться практикой на современном оборудовании по интегрированным учебным программам, — подчеркнул Станислав Цырлин. — Думаю, за счёт всех этих преобразований нам удастся повысить привлекательность объединённого учебного заведения. А также — выиграть во втором конкурсе нацпроекта».
 
Объединяемся!
 
Интеграция образовательных учреждений — одно из главных направлений модернизации системы профобразования.
 
По мнению ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, которое он высказал на прошедшей недавно конференции «Современная модель образования: пути реализации», «Часть программ НПО и СПО необходимо перевести в систему прикладного бакалавриата, который будет действовать на базе профильных и технических вузов. Такова мировая практика. За счёт этого удастся быстрее сократить существующий зазор между подготовкой специалистов и реальными нуждами экономики».
 
За последние три года 64 учреждения СПО были включены в структуру вузов и 22 учебных заведения реорганизованы путём укрупнения. Параллельно проводится активная работа по оптимизации филиальной сети СПО (в настоящее время существует 200 филиалов).
 
Как поясняют в Рособразовании, интеграция проводится с целью расширения спектра программ подготовки кадров, повышения качества образовательных услуг и формирования системы непрерывного профобразования. Объединение вызвано и объективными причинами. В 35 процентах учреждений количество учащихся не превышает 500 человек, а свыше тысячи обучается только в 12 процентах учебных заведений.
 
«Нам ещё предстоит осознать, насколько эта интеграция оправдана, — подчеркнул Николай Булаев. — Не случилось ли так, что мы просто поглотили материальные ценности училищ и техникумов, чтобы развивать систему высшего образования? Надо проанализировать приём в СПО, перечень подготовки и выпуск специалистов. Это один из самых ключевых вопросов».
 
На коллегии заслушали два доклада, иллюстрирующие опыт объединения средних и высших учебных заведений.
 
Объединённый аэрокосмический колледж Сибирского аэрокосмического госуниверситета был создан в 2006 году путём присоединения к университету двух старейших учебных заведений города: Красноярского техникума космического машиностроения и Красноярского машиностроительного колледжа. В настоящее время колледж ведёт подготовку по 11 специальностям, приём составляет 640 человек, из которых 540 — на бюджетной основе. «После присоединения колледжа к вузу набор не сократился ни на одного человека, а спектр программ расширился — в этом году мы подали на лицензирование семь новых специальностей, — подчеркнула директор колледжа Елена Кустова.
 
Колледж имеет высококвалифицированный преподавательский состав и хорошее материально-техническое оснащение лабораторий и производственно-учебных мастерских. Осуществляется целевая подготовка специалистов для 20 крупнейших предприятий Красноярска, которые не только трудоустраивают выпускников, но и в полном объёме обеспечивают колледж базами для проведения производственной практики. Специалисты предприятий активно вовлечены в учебный процесс, входят в состав квалификационных комиссий по присвоению разрядов рабочих специальностей.
 
В ведении Рособразования находится 239 учреждений НПО (общий контингент учащихся — 148 тысяч человек) и 900 учреждений СПО, из которых 97 подразделений вузов (общий контингент учащихся — миллион сто тысяч человек). Ежегодный приём в учреждения НПО — 61 тысяча, в СПО (на бюджет) — 194 тысячи человек Богатейший опыт по объединению имеет и Орловский технический госуниверситет (ОрёлГТУ), который функционирует как единый научно-производственный комплекс, реализуя непрерывную многоуровневую подготовку кадров — от начального профессионального образования до докторантуры.
 
В 1990-е годы к университету присоединили все учебные заведения СПО технического профиля области. Сегодня они представляют собой сеть филиалов вуза, расположенных в радиусе 130 километров от него.
 
Ректор ОрёлГТУ Вячеслав Голенков привёл конкретные цифры, чтобы убедить участников коллегии в том, что учреждения начального и среднего профобразования не пострадали от объединения.
 
«При вхождении этих учебных заведений в структуру университета общая численность обучающихся составляла тысячу человек, сейчас — их 2700, — подчеркнул ректор. — Если раньше было шесть специальностей, то теперь их 23. За 10 лет материальная база филиалов возросла примерно в 10-20 раз, например, у Ленинского филиала был один корпус, сейчас — три, у Карачевского — вместо одного шесть. О развитии материально-технической базы свидетельствует увеличение основных фондов, лабораторного оборудования».
 
Среди плюсов вхождения училищ в вузы Вячеслав Голенков отметил привлечение к обучению квалифицированного профессорско-преподавательского состава, благодаря чему повысилось качество подготовки специалистов. Кроме того, используется единая материально-техническая база, что существенно оптимизирует финансовые затраты. Учебный план является интегральным — от НПО до послевузовского, поэтому не требуется корректировок при переходе с одного уровня на другой.
 
Развитие или поглощение?
 
Ложку дёгтя в столь радужное представление результатов объединения внёс президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России, директор Красногорского оптико-электронного колледжа Виктор Дёмин.
 
«Сегодня мы ознакомились, наверное, с самыми лучшими примерами объединения, — предположил г-н Дёмин. — На самом деле ситуация не настолько оптимистична. Не секрет, что получился кампанейский режим штампования решений правительства по объединению вузов с техникумами и училищами. Какова их эффективность? Необходимо проанализировать, что случилось с учреждениями НПО и СПО в составе вузов, выиграли они что-то от интеграции или проиграли последнее? Тревожные сигналы поступают, мы получаем жалобы. Есть примеры, когда, скажем, к торгово-экономическому университету присоединили аэрокосмический колледж. Трудно представить целесообразность такого решения».
 
Руководитель Рособразования Николай Булаев дал поручение внести эти вопросы в решение коллегии для дальнейшей проработки.
 
«На мой взгляд, решение должно быть элементарно простым, там, где мы увидим при интеграции реальное исчезновения среднего или начального профобразования, то есть количественное уменьшение приёма учащихся, значит, будем адекватно сокращать бюджетный заказ по высшему профессиональному образованию, — сказал Николай Булаев. — Мы объединяем учреждения не для того, чтобы увеличились лицензионные площади ВПО, а чтобы повысить качество подготовки специалистов СПО и НПО. Я думаю, что провести такую политику будет не очень сложно и в решение коллегии этот пункт будет прописан».
 
В целом, коллегия Рособразования лишь обозначила некоторые проблемные вопросы в сфере НПО и СПО. А внятного плана стратегического развития системы представлено не было, посетовали участники заседания. Хотя положительный итог есть: руководители профильного агентства признали, что необходимо основательно проанализировать ситуацию в сфере начального и среднего профобразования. Возможно, результаты анализа подтолкнут чиновников к каким-то конкретным решениям.

Приоритеты развития системы НПО и СПО

В настоящее время Рособразование вместе с ведущими работодателями разрабатывают программу развития учреждений НПО и СПО, приоритетами в ней определены следующие направления:

- развитие учебно-материальной базы;

- совершенствование системы повышения квалификации и аттестации преподавателей (в 2009 году её дополнят направлением «Современные промышленные технологии»);

- формирование резерва руководящего состава учреждений НПО и СПО (в настоящее время более 70 процентов представителей администрации старше 50 лет);

- совершенствование организационно-экономической формы деятельности учреждений, в том числе переход на нормативное финансирование;

- переход учебных заведений из формы бюджетного учреждения в автономное.
 

 
Марина Муравьёва, STRF.ru

Просмотров: 2208 | Добавил: Sheezo | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта
  • ВТСиТ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Погода
    GISMETEO: Погода по г.Воркута

    Copyright ГОУНПО професииональное училище № 12 © 2024 Хостинг от uCoz